ТРИЗ: пять основных принципов обучения, следуя которым можно научить ребенка мыслить смело и креативно!

В прошлых статьях мы уже писалио том, что такое ТРИЗ и о том, как развить у ребенка креативное мышление. В этой статье мы расскажем о том: зачем нужно учить ребёнка замечать детали и задавать правильные вопросы? Как применять методику обучения ТРИЗ на практике? А также вы узнаете о пяти основных принципах обучения, благодаря которым можно научить ребенка мыслить креативно и нестандартно.

Кого мы чаще всего называем настоящим предпринимателем или ученым? Скорее всего человека, который замечает вокруг противоречия, видит неудовлетворенные потребности и видит новые возможности для роста и способы применения имеющихся ресурсов. А ведь этому можно научиться. Но только, к сожалению, не в традиционной школе. Как правило, там быстро отучают детей задавать вопросы, а учат только давать правильные ответы.

Ведь очень часто, ребенок, который проявляет активность и буквально сыплет вопросами — мешает традиционному уроку. Когда учитель выступает в роли непререкаемого авторитета и выполняет свою педагогическую миссию. Умение ставить вопрос и замечать противоречия гораздо полезнее для нашей жизни. И речь идет не только о таких масштабных вещах как собственный бизнес или научное открытие. Наши ежедневные дела и рутинные проблемы можно решать по-разном: быстро и эффективно или как получится.

Чтобы научить ребенка задавать вопросы, видеть возможности и противоречия, достаточно играть с ним регулярно в простую, но эффективную игру. Причем использовать эту игру можно и в обычной жизни и на любых школьных уроках. Чуть позже, мы расскажем как правильно это делать.

А пока о пяти основных принципах обучения, следуя которым можно научить ребенка мыслить смело и креативно.

Существует целый учебный курс, где детей учат раскрывать креативные способности. Обучение там основывается на этих принципах. И дети любят там учиться, потому что чувствуют важность каждого мнения, свободу мышления, понимают, что ошибаться и выдвигать неправильные гипотезы совсем не страшно, а наоборот даже полезно. Т.к. помогает узнавать новое и находить правильные ответы. И кстати, правильных ответов может быть несколько, а не только один. И самое главное, что учеба действительно становится детям интересна. Это и есть первый принцип ТРИЗ обучения:

1. Ребенку должно быть интересно, тогда знания он возьмет сам.

Нет, это не значит, что каждое занятие должно представлять собой выступление педагога с танцем и бубном. Обучение — это по сути процесс управления мотивацией. Каждый знает примеры, когда действительно жаждущий учиться человек делает все и в итоге добивается своей цели. Или когда наоборот — человек, у которого есть все возможности вроде бы, но нет интереса — бросает обучение.

2. Благодаря эмоциональному фону и значимой деятельности — знания надежно усваиваются и становятся полезными.

В традиционной школе, часто родители и учителя сталкиваются с тем, что пытаются вдолбить в головы детей хоть какие-то знания, но успехов в этом деле не добиваются. Дети быстро забывают эту информацию, а некоторые и не пытаются запомнить. Ребенку трудно усвоить сухую теорию, без практики и эмоциональной окраски.

3. Ошибки в творческой работе — это норма. И все имеют на них право.

Настоящее образование должно способствовать живой работе ума. Когда ребенок рассуждает о неизвестном, при этом что-то придумывает и делает ошибки — это точно также способствует познанию, когда он изучает эксперименты и установленные факты.

4. Лучшее образование — широко применимо.

ТРИЗ педагоги говорят: “Узкая специализация не пригодна для жизни”. Человек выполняет разные роли в обществе и выполняет разные виды деятельности. Каждый, например, является: гражданином, работником, родственником и т.д. И для успеха в разных деятельностях нам нужны разные знания, поэтому важно быть широко образованным.

5. Правильная социализация важна также, как и креативность.

Мы все живем в социумах, работаем и учимся в коллективах, не важно огромные это корпорации или крохотные компании. И насколько успешно каждый все это будет делать — зависит от его знаний и умений в этой сфере. Например, умеет ли человек выстраивать отношения с другими, вовремя взять на себя ответственность или наоборот — уступить лидерство, прийти на помощь или попросить об том других. Конечно, было бы очень здорово, если бы наша традиционная школа изменила свой подход и переняла бы для начала, хотя бы часть принципов ТРИЗ обучения.

О теперь перейдем к игре, которая поможет ребенку научится собирать разнообразные факты в единую картину, систематизировать информацию, задавать правильные вопросы и слышать других.

Игра “Да-Нетка”

Скорее всего, многие, в детстве или уже будучи взрослыми играли в нее. Игра “Да-Нетка” это только лишь один из начальных методов ТРИЗ педагогики, который используют, чтобы научить задавать вопросы. Играя в нее каждый участник занимает активную — познавательную позицию и учиться задавать осмысленные вопросы.

Правила игры простые.

Педагог загадывает или рассказывает небольшую историю. Это может быть число, литературный или исторический герой, научный факт, конкретное слово, всё что угодно. Ученики задают вопросы, на которые учитель может ответить только “Да”, “Нет”,“ И да и нет”. Если ученики задают некорректный вопрос, то педагог заранее установленным жестом отказывается от ответа. Чем быстрее ученики догадаются и ответят правильно, чем меньше вопросов они зададут — тем лучше.

В конце игры, педагог обязательно должен обсудить с учениками ход всей игры. Какие вопросы были самыми сильными и лучшими, а какие нет. Ведь цель не просто интересно провести время и беспорядочно задавать вопросы, а научить как правильно выбрать стратегию поиска ответов. Обязательно нужно обсудить какие противоречия дети не заметили и почему, на что следовало бы больше обратить внимание. Такая рефлексия делает игру обучением и позволяет правильно завершить этот процесс и дать детям обратную связь.

Почему ТРИЗ важная и нужная вещь в жизни каждого? Да, потому что вся наша жизнь и есть по своей сути открытая задача и важно выбрать из множества вариантов — то самое, верное решение. А ТРИЗ этому учит.

Оставить комментарий