ТРИЗ: как развить креативное мышление у ребенка и помочь раскрыть свои таланты?

В прошлой статье, мы рассказали о том, что такое ТРИЗ и о главных принципах ТРИЗ педагогики. Прежде, чем начинать учить этому, ребенка нужно подготовить. Объяснить как правильно решать творческие задачи и развивать креативное мышление. Об этом мы расскажем в этой статье!

Мы постоянно узнаем что-то новое, а в школе дети узнают ежедневно тонны информации. И получается, что знаний много, но как их применять? А научиться этому можно через конкретные действия, например решая открытые задачи по ТРИЗ. Находя противоречия и идеальный конечный результат. Открытые задачи в ТРИЗ решаются благодаря творческому подходу. И такой креатив позволяет находить нестандартные решения, казалось бы обыденных проблем.

В ТРИЗ существует алгоритм, по которому и решаются задачи. Т.е. всё происходит не как получится, а по определенному пути. Творчество — не всегда равно хаос и беспорядок. Кроме того, когда весь творческий процесс решения идет по четкому плану, то увеличивается и продуктивность всей работы.

Само творческое мышление тоже нужно развивать. Просто так, без подготовки, придумать и нафантазировать что-то достаточно трудно. Потому, что наше мышление привыкло ходить по протоптанным тропам, называется такой алгоритм ПРИЗ (Процедура Решения Изобретательских Задач).

Чтобы решить открытые задачи по ПРИЗу, нужно последовательно выполнить пять шагов:

1. Подготовиться к работе
Сначала нужно прочитать условия задачи и записать их в привычном виде. Как на уроках математике: что дано, а что нужно найти. Если же сейчас или на следующих этапах есть предположение, то их нужно записать. Потому, что двигаясь дальше по ПРИЗу появятся и другие идеи.

2. Анализировать условия
Нужно проанализировать условия, чтобы понять какой объект здесь главный, из чего он состоит, если дополнительные объекты и взаимодействую ли они с главным, в каких процессах участвуют. Здесь не надо спешить найти правильный ответ, лучше осмыслить до конца условия задачи.

3. Выдвинуть гипотезы
Теперь надо подумать, благодаря каким явлениям получится нужный результат. Это могут быть: электрические, социальные, химические, тепловые, акустические, ядерные, механические, электромагнитные, биологические явления. И пора выдвигать гипотезы. Самое время наработать максимальное количество предположений.

4. Отобрать гипотезы
После того, как составлен список предположений, нужно выбрать наиболее правдоподобные и расставить их именно в таком порядке: от самых реальных до менее. Если вдруг сложно сформулировать правдоподобные гипотезы, то на этом этапе можно обратиться к дополнительной информации и пройти еще раз все шаги с самого начала.

5. Проверить гипотезы
Последним шагом будет проверка утвержденных гипотез. Школьники могут провести эксперименты, в т.ч. и мысленно и порассуждать, а еще выполнить конкретные расчеты, если это позволяет условие задачи.

Теперь о том, как развивать творческое мышление, чтобы суметь найти тот самый нестандартный способ.

За годы обучения наш мозг заполняется стереотипами, которые удобны и применимы в обыденной жизни. Это процесс называется энергией мышления, но сильно мешает, когда нужно придумать, что-то оригинальное и сойти с проторенной дорожки. Поэтому, обязательно, для успешного решения задач нужно развивать творческое мышление.

В ТРИЗ педагогике разработаны специальные упражнения и задания для этого. На первый взгляд они могут показаться легкими и развлекательными. Да, но это не только развлечение. Благодаря выполнению заданий, мы учимся выходить за рамки привычного. Это крайне необходимо в ситуациях, когда кажется, что все перепробовали, но ничего не помогают. Какие же конкретно задания?

Приведем пару примеров.
Можно придумать новую профессию, которая будет востребована и нужна в будущем, доказать ее необходимость. Или составить рассказ от имени предмета. Придумать загадку или шараду. Закончить предложение, историю или придумать другую историю известной сказки.

На следующих этапах, можно использовать задания сложнее. Брать ситуации и истории из реальной жизни и добавлять вопрос в конце. Например, расскажите детям, что существует список из самых ненужных 10 изобретений.

Например:

  • водоотталкивающее полотенце;
  • звуконепроницаемый микрофон;
  • форточка для подводной лодки;
  • книга о том, как научиться читать самостоятельно;
  • надувная мишень для игры в дартс;
  • оглавление для словаря;
  • подводный парашют;
  • растворимая вода;
  • водонепроницаемый чайный пакетик;
  • стул на колесиках с педальным приводом.

И нужно придумать каждому предмету применение. А вы сами сможете?

ТРИЗ педагоги активно используют такие задания, когда хотят развить у детей креативность. Структура задания остается прежней, но меняется формулировка и для ребенка это в новинку, но чтобы фантазировать и креативить, нужно замечать детали и задавать вопросы, а еще и мыслить смело. А как этому научиться, мы расскажем в следующей статье.

Оставить комментарий