Что такое ТРИЗ? Главные принципы ТРИЗ педагогики. Может ли школа научить основам ТРИЗ?

Слышали про ТРИЗ? А ведь мы ежедневно решаем множество ТРИЗ задач: когда планируем свой день, забываем документы дома или думаем, как быстрее добраться куда-то. И чем больше смекалки мы проявим, тем лучше будут ответы на все эти вопросы. Хотите узнать больше о ТРИЗ и учат ли этому в школе? Читайте статью!

Почему стоит обратить свое внимание на ТРИЗ?

ТРИЗ — это аббревиатура, означающая Теорию Решения Изобретательских Задач.

Наш мир постоянно меняется и в таком динамичном обществе, действительно востребованным становится умение быстро менять профессии, переучиваться и осваивать новую деятельность. А еще для работы становятся не только знания по профессии, но и умение работать в команде и самое главное эффективно и нестандартно решать проблемы. Система ТРИЗ это уникальный метод решения технических задач, его придумал советский изобретатель Генрих Альтшуллер. Изначально с педагогикой, ТРИЗ не имел ничего общего. Это появилось позже. Он начал изучать приемы, которые все чаще используют изобретатели, их оказалось около 40. Эти приемы и алгоритмы решения изобретательских задач, т.е. АРИЗ, легли в основу ТРИЗ.

Альтшуллер говорил, что любой изобретатель оказывается в ситуации, когда решение еще не нашли, а вариантов вокруг множество. Такую техническую проблему можно решать путем проб и ошибок, но это очень энергозатратный путь, при котором еще и не гарантируется нужны результат. Альтшуллер нашел выход из этой ситуации: использовать только имеющиеся ресурсы и чтобы ответ стал явным, нужно убрать всё лишнее. В 80-х годах эту идею стали пробовать соединить с обучением в школе. Так и появилась ТРИЗ педагогика. Создатели хотели научить детей мыслить гибко и фантазировать, уметь решать любые задачи эффективным и изящным способом.

За основу взяли ключевые понятия ТРИЗ: идеальный конечный результат и противоречие.

В своей концепции ТРИЗ педагогика сильно отличается от идей классического или развивающего обучения. Здесь нет оценок и единственно верного ответа. Дети должны рассуждать, размышлять, находить противоречия, что-то необычное в решении задачи. Для обучения необязательно уметь читать, писать или считать. Занятия можно начинать, когда ребенок различает игру и реальность, т.е. примерно с 2, 5-3 лет. Так сложилось, что традиционная школа учит давать правильные ответы, но для жизни куда полезнее умение правильно задавать вопросы. В жизни каждого ребенка есть период, когда он задает кучу вопросов, но потом уже в начальной школе детей быстро отучают мыслить и думать смело.

ТРИЗ педагоги считают, что в идеале все знания должны приходить ребенку путем решения открытых задач. По сути, это система обучения креативного мышления.

ТРИЗ педагогика отталкивается от того, что в современном, динамичном мире, приоритеты в обучении должны по другому. Самым важным считается умение творчески перерабатывать знания. В ТРИЗ педагогике дети учатся работать с противоречиями с помощью игр и специальных упражнений. Противоречия загоняют наш разум в ловушку и создают видимость невозможности решения задачи. В жизни мы постоянно сталкиваемся с такими противоречиями и если умеем с ними справляться, то останемся в победителях.

Один из главных моментов, которые лежат в основе креативности — это уверенность в собственных силах. И этому тоже учат. Поэтому и важны победы в олимпиадах и конкурсах, самостоятельно сделанные проекты, которые ребенок обязательно довел до конца. Когда ученик сам придумывает загадку или задачу, сочиняет рассказ, мастерит что-то, то он обретает ценный опыт, который и лежит в основе характера и стиля мышления. Главное, это замечать и спрашивать, когда дети ищут и изобретают решение задачи, в них просыпается азарт, а гордость за свои достижения будет лучшей мотивацией. А из-за того, что нет одного верного ответа, то и исчезает необходимость в оценке. Ученики занимаются с удовольствием, без страха ошибиться и сказать неправильное мнение.

Для ТРИЗ педагогов важно подготовить учеников не к сдаче академического экзамена, а к реальной жизни.

А еще научить мыслить креативно и воспитать творческую личность, подготовить к решению разнообразных сложных проблем. Они воспитывают — решателя. На самом деле решения для простых ТРИЗ задач витают в воздухе. Например, как достать книгу с полки, если она слишком высоко? Или как добраться до нужного места, не зная точно где оно находится. Такие задачи можно решать ежедневно, даже в простой беседе с ребенком. Поэтому некоторые специалисты говорят, что родители могут начинать самостоятельно заниматься со своим ребенком по этой системе.

Но чтобы использовать ТРИЗ, нужно сначала подготовить ребенка. Бросаться в омут с головой плохая идея. Ведь неподготовленный ребенок не сможет понять, как ему действовать, чтобы найти то самое, нестандартное решение. А вот как это сделать, об этом мы расскажем в следующей статье!

Оставить комментарий